«Комсомольская правда», 28 Фев, 2017
Робот, который сам расскажет и покажет ребенку, что такое программирование, моделирование и конструирование? Робот, который вырастит из детсадовца блестящего инженера? Уже реальность. Десять лет назад группа петербуржцев-энтузиастов стала собирать обучающие роботы для детей. Теперь их поддерживает «Сколково» и Агентство стратегических инициатив, а чудо-аппараты закупают школы Финляндии.
КАК НАЧИНАЛИ?
В начале 2000-ых, еще до рождения проекта «Роббо», его отцы и не думали о роботах: они занимались внедрением и популяризацией свободного программного обеспечения и издавали журнал Linux Format.
– Идеология свободного ПО такова, что исходный код программ, как знания, должен быть свободным и бесплатным, – объясняет технический директор проекта Андрей Смирнов. – Можно его взять, если что-то не нравится, – изменить. Использовать свободное ПО в школах и получать знания из бесплатных продуктов – общемировая тенденция.
Создатели «Роббо» одними из первых в стране ратовали за то, чтобы школы перешли с обучения детей западным коммерческим программам на обучение принципу работы программ как таковых.
В 2007-ом совместно с Intel провели детскую олимпиаду по языку программирования Scratch. Этот язык придумали в Массачусетском технологическом институте тридцать лет назад: компьютеры были еще в диковинку, но уже тогда специалисты поняли, что работе с ними надо учить с детства. Scratch идеален для восприятия школьника, ведь в его арсенале – разноцветные блоки с командами на родном языке, а результат – тот же мультик – виден сразу.
– Тогда же главный редактор нашего журнала Александр Казанцев обратил внимание, что появился микроконтроллер Arduino и что это классная вещь, – вспоминает Андрей Смирнов. – Мы стали первым его дистрибьютором в России. А потом заметили, что многие любители пытаются на базе такого микроконтроллера собрать что-то свое и обучить этому детей.
В том же 2007-ом «Роббо» (изначально ScratchDuino) официально появился на свет: так свободное ПО объединилось со свободным аппаратным обеспечением. В основу обучающего робота положили микроконтроллер и Scratch. Запчасти взяли самые простые, которые любитель может за копейки купить в любом магазине электроники.
– Сначала сделали лабораторию – «открытого» робота, – рассказывает Смирнов. – Но в школы в таком виде его не взяли. Тогда «залили» детали в прозрачные коробочки. Первые робоплатформы делали прямо в офисе.
ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
На аппаратуре «Роббо» можно обучать ребят с пяти лет, но интересна она будет и взрослым. Корпус робоплатформы Robot kit прозрачный, чтобы можно было рассмотреть, что внутри. К платформе примагничиваются датчики, которые реагируют на свет, цвет, высоту. Программирование Scratch происходит через шнур или Wi-Fi.
– Инженер – профессия творческая: человек сидит в пустой комнате перед монитором – и создает вещи, которых еще никогда не было, – отмечает Смирнов. – Мы стараемся развить в ребенке креативность. Чтобы он не просто выполнял какие-то задания, а создавал что-то свое.
Сердце «ScratchDuino.Робоплатформа», микроконтроллер Arduino, – штука вовсе не детская. С помощью «взрослого» языка С++ его можно «прошить». Еще каких-то десять лет назад «прошивкой» занимались только в университетах.
– Получается, на одном и том же оборудовании мы идем от простого к сложному, – объясняет Смирнов. – Где-то даже опережаем курс физики. Ребенок понимает, для чего нужны физика и информатика. И видит: в том же работающем электрочайнике нет никакого волшебства.
Конструктор специально сделан так, что любую его часть можно изготовить самому: на все детали в свободном доступе есть чертежи. Для этого придется овладеть и 3D-моделированием. Есть и более продвинутый вариант, «ScratchDuino.Лаборатория», – набор плат с датчиками и сенсорами, чтобы собрать своего робота с нуля.
– Принципиальное отличие нашего конструктора от других в том, что мы учим детей разбираться, а не предлагаем готовые схемы, – рассказывает директор по рекламе компании Светлана Дроздова. – Для нас важно, чтобы обучение проходило правильно. Поэтому мы сами готовим педагогов, проводим курсы повышения квалификации и выпускаем методические пособия для учителей.
КАК ДЕЛАЮТ?
В промышленных масштабах комплекты не выпускают: роботов «штампуют» небольшими партиями на контрактном производстве. Оргстекло режет одна фирма, платы делает другая, все вместе собирает третья. Смысла держать собственные станки нет: невыгодно.
– Мы создаем в Петербурге рынок труда, – рассказывает Андрей Смирнов. – В городе есть несколько десятков компаний, которые могут и хотят производить наше устройство.
А вот закупку сырья, создание программ и чертежей не доверяют никому. Новоиспеченные роботы проходят несколько этапов тестирования: сначала – на заводах, потом – в образовательных кружках «Роббо». Плюсы и минусы новинок подмечают и учителя, и сами ребята.
ЗАЧЕМ?
– Мы все привыкли использовать какую-то определенную версию Windows, и когда садимся за компьютер, где установлена похожая, но другая система, – все, мы его не понимаем, – объясняет Светлана Дроздова. – Наша задача – дать детям универсальные знания, которые они смогут применить в жизни, с чем бы ни встретились. А если учить школьников работать только на конкретном коммерческом софте, они становятся ограниченными этим софтом.
– Если человека учат водить автомобиль, его же не учат водить автомобиль определенной марки, – добавляет Андрей Смирнов.
Обучаясь на «Роббо», ребенок не просто развивает моторику и пространственное мышление, чем ограничиваются многие робоконструкторы: он на практике знакомится с программированием, схемотехникой, 3D-моделированием.
– Беда большинства конструкторов – готовый моторчик: для ребенка остается магией, почему то, что он собрал, приходит в движение, – отмечает Дроздова. – В любой ситуации ребенок будет помнить, что ему откуда-то нужно взять этот моторчик. И, что самое обидное, мы даже не способствуем тому, чтобы он задался вопросом: «А могу ли я собрать свой моторчик?».
Прозрачный конструктор воспитывает пытливость ума. А разобравшись в нем, ребенок сможет создать любую конструкцию, доступную воображению: за недостающими деталями достаточно будет зайти в фаблаб.
– Мы хотим вырастить инженеров, которые в будущем смогут сами проектировать новые устройства, создавать производства будущего, разрабатывать технологии, – объясняет Смирнов. – Нужно сделать так, чтобы Россия владела интеллектуальной собственностью, а не оставалась сырьевым придатком.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ?
Сегодня оборудование «Роббо» включено в реестр Минобра. Создатели конструктора считают проект, в первую очередь, образовательным: для них «важно, чтобы с роботами не просто день рождения отпраздновали, а чтобы на них дети планомерно обучались». Вот только, несмотря на готовый учебный план и желание учить учителей, отечественная система образования к нашествию машин пока не готова.
– Не все понимают, как этим пользоваться, каковы польза и смысл, – рассказывает Дроздова. – Возможно, причина в шаблонном мышлении: к сожалению, российские продукты долго замещались иностранными, и теперь мы доверяем западным маркам, но не доверяем собственным. Вот и получается: высокие технологии есть, но внедряем мы их с большим трудом.
За три года роботами обзавелись тридцать российских школ. А вот в соседней Финляндии, образование которой считается эталоном, конструктор произвел фурор: за год его закупили сорок школ. Тем временем на Родине создатели умных роботов пошли по пути кружков по франшизе: дети те же, а волокиты меньше.
– Чтобы российские школы освоили и внедрили конструктор, нужно лет пятнадцать-двадцать, – вздыхают разработчики. – Ведь это деньги, оборудованные классы, подготовка педагогов. Но пока мы готовимся, технологии уйдут далеко вперед.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ:
1 000 детей обучается на оборудовании «Роббо»
30 российских школ используют «Роббо»
40 финских школ закупили «Роббо»
31 «Роббо-клуб» работает по всему миру
8 клубов открыто в Петербурге, 1 клуб – в Ленобласти
ЦЕНА ВОПРОСА:
Робоплатформа – 19 500 руб.
Лаборатория – 9 500 руб.
Абонемент в «Роббо-клуб»: 2 раза в неделю – 5 000 руб., 1 раз в неделю – 3 000 руб.
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ РОБОТЫ:
В кино:
– Терминатор, робот-убийца (все «Терминаторы»)
– Робокоп, робот-полицейский (все «Робокопы»)
– Валл-И, «мусоропогрузчик земного класса», и Ева, «внеземной оценщик растительности» («Валл-И», 2008)
– R2-D2, дроид, использующийся для управления компьютерными системами, обслуживания техники и космических кораблей, и С-3PО, андроид, разработанный для взаимодействия с органикой (все «Звездные войны»)
– Бендер, робот-сгибальщик. Алкоголик, клептоман, курильщик, сквернослов («Футурама», 1999-2013)
– Дэвид, робот-мальчик, запрограммированный на любовь («Искусственный разум», 2001)
– Электроник, робот-мальчик для игры в шахматы («Приключения Электроника», 1979)
– Мария, копия любимой женщины создателя, первый робот кинематографа («Метрополис», 1927)
В реальности:
– Asimo: «гуманоид» ростом в полтора метра и весом пятьдесят килограммов умеет сам передвигаться в пространстве, минуя преграды, и одновременно выполнять задания. Например, подносить чай и кофе
– VGo: так называемое устройство телеприсутствия, которое управляется удаленно через Wi-Fi. Робот слышит и видит окружающее, передвигается, говорит. Может быть помощником человека-инвалида
– Roboy: машина, умеющая выражать эмоции. Робот оснащен подобием сухожилий и покрыт мягкой «кожей». Может заменить собеседника тому, кому не хватает внимания, работать там, где нужны эмоции