МЕЖДУНАРОДНАЯ СЕТЬ ШКОЛ РОБОТОТЕХНИКИ, ПРОГРАММИРОВАНИЯ И 3D-ПЕЧАТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Робоклуб в Крымске: будущее – сегодня

Призыв, 15 мая 2017

roboklub_750

Когда-то ни один Дворец пионеров невозможно было представить себе без кружка робототехники, где тысячи мальчишек с упоением конструировали разнообразных роботов. В 90-е годы прошлого века робототехника, казалось, была забыта. А между тем прогресс шагнул далеко вперед, роботы прочно вошли в нашу жизнь. 

Смартфоны, компьютеры, пылесосы-уборщики, «умные дома» – сегодня роботы повсюду. Чтобы успешно ими управлять, нужно их понимать. А значит, пора вспомнить о любимом увлечении советской детворы – робототехнике. Именно так считает Павел Кубышко – основатель и руководитель «РОББО Клуба» в нашем городе.

– Павел, как родилась идея организовать «РОББО Клуб»?

– Мне всегда хотелось, чтобы мой ребенок учился робототехнике и программированию. Причем не в старшем возрасте, а сейчас, пока он еще маленький. Мне и самому интересно было попробовать силы в этом деле. Но выяснилось, что подобных курсов в Крымске нет. И тогда возникла идея самому создать свой, отличный от других, кружок робототехники, где дети смогут не просто коротать время, собирая конструкции, но и научатся азам программирования, чтобы в будущем уже самостоятельно писать серьезные программы для техники.

– И так появился робоклуб…

– Не совсем. В России появляется множество различных кружков робототехники, но я искал особенный, с комплексным подходом к обучению, который дал бы детям базу в программировании, 3D-моделировании и печати. Именно тогда я обратил свое внимание на «РОББО Клуб», чья уникальная программа обучения сегодня успешно реализуется в России, Казахстане, Беларуси и Финляндии.

– Вы по образованию программист?

– Нет, я инженер-конструктор, окончил МГТУ имени Н. Э. Баумана, сегодня работаю в Абинске на металлургическом заводе. Но программировать очень люблю, до сих пор учусь сам и стараюсь привить любовь к этому своим ученикам.

– Робототехника, по-вашему, – это увлечение или необходимые сегодня знания и умения?

– Практически ежедневно мы слышим новости о научных изобретениях, о 3D-принтерах, о роботах-помощниках, о системе «умный дом». Для многих людей все это – технологии будущего. Но они ошибаются, думая так. В развитых странах это уже реальность. Та же производительность труда, о которой сегодня все говорят, напрямую связана с автоматизацией и роботизацией. А для того чтобы наша страна развивалась в этом направлении, нам нужно повышать интеллектуальный уровень наших детей, чтобы потом, когда они поступят в вузы, для них не были сюрпризом современные технологии.

– То есть вы с детства формируете у своих учеников понятие интеллектуального труда?

– Да. Само понятие и его важность.

– Но ведь не все захотят в будущем быть, например, инженерами…

– Конечно, не все. Но уже сейчас мы живем в мире интернет-гаджетов, в мире так называемого интернета вещей. И чтобы понимать, как эти гаджеты работают, чтобы мы управляли ими, а не они нами, знания программирования и робототехники просто необходимы. И важно понимать, что нужно быть не потребителями, а создателями. Или хотя бы потребителями, которые понимают, как работает та или иная вещь. Мы – часть технологического прогресса.

– Расскажите подробнее о «РОББО Клубе».

– «РОББО Клуб» – это кружок робототехники и свободного программирования. Здесь дети погружаются в мир робототехники и проходят весь путь от создания образа робота на мониторе компьютера до программирования и воплощения собственных роботов в реальность своими руками. В этом им помогает 3D-моделирование и 3D-печать.

– Принято считать, что программированию роботов учатся в университетах, а занятия в «РОББО Клубе» ведь рассчитаны на детей в возрасте от пяти до 14 лет…

– Обучение программированию на занятиях в нашем клубе ведется на языке Scratch. Эта популярная во всем мире базовая среда программирования разработана в Массачусетском технологическом институте и специально предназначена для обучения детей. Естественно, дети, приходящие к нам, в силу своего возраста в большинстве своем не знают программирования вообще, однако визуальный язык программирования позволяет быстро достичь результата. Ведь программы на Scratch состоят из графических блоков с текстовыми подписями, то есть все, что нужно для успешного начала изучения программирования, помимо желания, конечно, – это умение читать. Постепенно мы придем к программированию в Arduino IDE, но это будет эволюционное, планомерное развитие знаний детей. Мне важно не просто дать ученикам знания, а сделать это понятно и гармонично. На первом этапе главное – научить ребят думать и правильно выстраивать ход своих мыслей.

– Вы сами пишете программу обучения в клубе?

– Нет. Поскольку клуб в Крымске работает по франшизе, то дети здесь обучаются по той же программе, что используется в других городах нашей страны. Сама программа написана в Санкт-Петербурге коллективом опытных педагогов, среди которых есть доктор педагогических наук. Там же я прошел обучение, прежде чем начать преподавать в клубе.

– Каким оборудованием располагает «РОББО Клуб»?

– В качестве оборудования мы используем отечественные робототехнические комплекты ScratchDuino, наборы схемотехники, ноутбуки, а также 3D-принтер. Наша робоплатформа – это простой конструктор, который позволяет за несколько минут собрать робота из уже готовых модулей и еще за несколько минут написать для него первую программу. А за взаимодействие робоплатформы с реальным миром отвечает Arduino – популярная плата из микроконтроллера и прочих электронных компонентов, помещенная в прочный картридж из прозрачного органического стекла. В зависимости от тематики решаемых задач робоплатформа может быть легко оснащена различными датчиками (до пяти штук одновременно). Таким образом, есть возможность объяснять детям не только алгоритмику и программирование, но также и азы схемотехники и физики.

– Примечательно, что в ваших группах занимаются не только мальчики, но и девочки…

– Наши занятия – это выстроенная теоретическая и практическая программа, одинаково интересная как для мальчиков, так и для девочек. Программирование и 3D-моделирование открывают широкий простор для развития инновационного творчества детей. А полученные знания облегчают обучение в школе.

– Всем ли подходят занятия робототехникой?

– Следует четко осознавать, что у нас не развлекательный кружок. Детям, которые хотят просто весело провести время, играя с роботом, здесь будет скучно. Это, прежде всего, кружок образовательный, требующий усидчивости и усердия в обучении. В «РОББО Клубе» дети не просто играют с роботами – они узнают принципы их работы, изучают их устройство и в качестве итога обучения могут самостоятельно собрать практически любое устройство с нуля. Кроме того, важно понимать, что занятия нужно посещать регулярно. Если ребенок пропустит, например, месяц занятий, ему будет крайне сложно, а порой и невозможно продолжить работу в группе, которая уйдет уже далеко вперед по программе. По этой же причине мы не принимаем новеньких в середине курса. Это просто бессмысленно.

– Сколько детей занимается в группах и платные ли занятия?

– Да, занятия платные. Но стоимость их адекватная. При том что дети в Крымске осваивают ровно ту же самую программу, что и дети в Санкт-Петербурге, стоимость у нас ниже в два раза. А что касается количества детей в группе, то оно регулируется количеством ноутбуков в классе. Сегодня их у нас шесть – значит, в каждой возрастной группе у нас не более шести учащихся. Считаю это оптимальным вариантом, потому что в таком случае я успеваю уделить внимание на занятиях каждому ребенку.

– Когда планируется следующий набор?

– В августе-сентябре, а занятия начнутся в октябре.

– Что для Вас этот клуб – работа или отдушина?

– И то, и другое. В будни я работаю на заводе, а выходные посвящаю клубу и занятиям с детьми. Естественно, как и любому учителю, к урокам приходится готовиться, что порой отнимает не один час.

– С какими проблемами пришлось столкнуться при открытии клуба?

– Прежде всего были большие сложности с поиском и подбором подходящего помещения. Признаться, клуба вообще могло не быть, потому что в Крымске полно торговых зданий, но напрочь отсутствуют помещения, приспособленные для занятий с детьми. В какой-то момент я отчаялся найти что-то подходящее. Поэтому выражаю огромную благодарность директору библиотеки Елене Реснянской, которая предоставила нам помещение, полностью отвечающее всем требованиям. Вторая сложность была связана с оформлением предпринимательства. Решить все проблемы мне помогла Крымская торгово-промышленная палата, за что большое спасибо ее председателю Павлу Могачеву!

«РОББО Клуб» – клуб для детей (5-14 лет) и их родителей, где изучается программирование на языке Scratch, собираются роботы на базе отечественной робоплатформы ScratchDuino, а также моделируются и печатаются изделия на 3D-принтере. К тому же дети во время занятий изучают общие законы физики и готовятся к олимпиаде НТИ. Занятия проводятся в здании Крымской районной межпоселенческой библиотеки. Запись в группы по телефону +7-908-691-43-15 и в группе ВКонтакте «РОББО клуб Крымск»

Что в программе? Первый год обучения состоит из шести тематических модулей в рамках стартового уровня изучения робототехники (основы программирования, 3Д-прототипирование, схемотехника, исследование мира с помощью лаборатории и управление робоплатформой), что позволит продемонстрировать ученикам весь спектр направлений технического творчества, увидеть 360 градусов «круга возможностей мехатроники, робототехники и аддитивных технологий».

По результатам освоения стартового уровня часть выпускников перейдет на базовый уровень изучения робототехники и через  выполнение индивидуальных и групповых проектов, участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах и фестивалях в формате профессиональных проб продолжит исследование своих индивидуальных склонностей и образовательных предпочтений. По результатам освоения программы базового уровня наиболее увлеченные техническим творчеством ученики переходят на углубленный уровень изучения робототехники.

Углубленный уровень предполагает осознанное и целенаправленное выполнение творческих проектов, участие в конкурсах, научно-практических конференциях, соревнованиях, олимпиадах и фестивалях в области робототехники и отдельных направлениях, связанных с программированием, прототипированием,  изготовлением устройств на основе программируемых контроллеров.

Татьяна КАЙНАРА.