Дорогие друзья! Мы рады представить вам нашего нового автора в разделе авторских колонок — продюсера образовательного робототехнического проекта РОББО. И предлагаем к прочтению и обсуждению его первый на нашем портале материал на тему кто такие мейкеры и где они живут?
В 2013 году 17-летний Истон ЛаЧаппеле, мейкер-самоучка, познакомился с девочкой из Колорадо. Она родилась без руки и носила протез, с помощью которого контролировала руку через спинномозговой имплант. Устройство стоило 80 000 долларов, и по мере взросления его надо было постоянно менять. Истон за год сконструировал робо-руку, которая была гораздо удобнее, чем ее «закрытая» версия, и стоила всего 250 долларов. После того, как молодой человек представил свое изобретение миру, к нему обратился пивоваренный гигант Heineken с заказом на 5 000 штук. Это пример деятельности мейкеров (от англ. «maker» – «создатель») – общества творцов, которые самостоятельно производят вещи и делятся своими идеями со всем миром совершенно бесплатно.
Часто мейкеров объединяют с DIY-движением (от англ. «Do It Yourself» — «Сделай это сам»): с одной стороны, основа одна – все вещи самодельные, с другой стороны, если DIY относится скорее к сфере строительства и ремонта, начиная от горшков и заканчивая домами, то мейкеры – это про научно-техническое творчество. Причем, если вы думаете, что это просто развлечение, посмотрите на 14-летнего Якоба Смилга, который сам сконструировал коммуникатор для своего друга с травмой головного мозга (и попал на TED):
Культура мейкеров основана на идеологии свободного программного и аппаратного обеспечения. Это значит, что вся информация, от схем до софта, находится в открытом доступе и свободна для использования без ограничений. Если вы увидели в интернете, как кто-то создал собственную систему «умного дома», вы можете повторить это сами.
Питер Догерти, глава медиа концерна для мейкеров Maker Media, делит мейкеров на 3 группы – «Zero to Maker», «Maker to Maker» and «Maker to Market» («от нуля до мейкера», «от мейкера к мейкеру» и «от мейкера к рынку» соответственно). Я бы понимал эту классификацию следующим образом:
- Начинающий мастер. В эту категорию попадают те, кто только открыл для себя открытое программное и аппаратное обеспечение вроде языка Scratch и свободного микроконтроллера Arduino. Это еще не совсем мейкеры – они пока учатся и творят для себя.
- Продвинутый мастер – это мейкер, который активно оттачивает свои умения, общается с сообществом и делится своими идеями.
- Мастер «80 lvl». Эти люди выходят за рамки домашних изобретений, работая с широкой общественностью. Многие из них даже создают коммерчески успешные проекты, но, в общем-то, идеология мейкеров не про деньги, а про то, как сделать мир лучше – посмотрите ролик про мейкеров от них самих:
Слова «робототехника», «3D-печать», «программирование» только звучат сложно – на самом деле, сегодня доступна масса прикладных инструментов для начинающих, с несложными интерфейсами. Азы робототехники осваивают дети с пяти лет.
Прелесть движения мейкеров также в том, что в сообществе нет никаких ограничений, участвовать могут все: изобретателем механической ноги для своей бабушки может стать, например, 12-летняя девочка из Уганды. А оценит ее и доработает 55-летний инженер из Огайо.
Основных площадок движения по всему миру много: все инструкции мейкеры выкладывают на Instructables, а исходные коды лежат на GitHub и Atlassian Bitbucket. Есть и отраслевые ресурсы, например, Thingiverse посвящен 3D-моделированию и печати. Основным мейкерским изданием считается журнал Make. Какой-то основной отечественной площадки для мейкеров у нас нет, популярность набирают образовательные ресурсы типа «Мела» — или блогов, например, «МозгоЧины».
За рубежом индустрия мейкерства более развита, чем у нас, тем не менее, Россия активно возрождает научно-техническое творчество среди молодежи: появляются ЦМИТы – центры молодежного инновационного творчества, робототехнические кружки, в школах появляются инновационные классы. Но это уже тема нашей следующей статьи.