Здравствуйте! Предлагаем к прочтению и обсуждению третью часть статьи про мейкеров от Павла Фролова, продюсера образовательного робототехнического проекта РОББО.
Планы на будущее
Рынок мейкерства за рубежом активно расширяется и меняет подход компаний к выводу технологий на рынок: 70% иностранных фаблабов не сидят на государственной поддержке, и в сторону открытых технологий поворачиваются даже такой сторонник проприетарной модели как Apple – компания собирается сделать открытой флагманскую Mac OS X. Аналитики Gartner предполагают, что в ближайшем будущем половину продуктов в сфере IoT будут производить небольшие творческие команды. Но в России все не так так радужно.
Равнение на поколение
В России мейкерами в прямом смысле этого слова являются, по большей части, инженеры пенсионного возраста, которые дорабатывают в оборонных предприятиях и творят в гаражах в свободное время. Так, обороты набирает тюнинг автомобилей и мотоциклов: например, два специалиста НИИ Трансмаш собирают автомобили класса люкс (причем совсем неплохо). Проблема в том, что те самые истинные мейкеры не выходят за пределы своего круга интересов и не идут на диалог ни с кем, кроме других, более продвинутых мейкеров. Соответственно, учиться будущим самоделкиным попросту не у кого.
В поисках идей для стартапа
Те молодые ребята, которые «мейкают» по разным площадкам, — обозначим их как «группа фаблабщиков» — занимаются не совсем мейкерством. Они, прежде всего, ищут себя и смотрят на индустрию мейкерства с точки зрения бизнеса. То есть вместо глобальной задачи поменять мир, они ищут идею для стартапа. Да, это не преступление, и сказать, что такие ребята гонятся только за прибылью, тоже нельзя: компания «Моторика» Ильи Чеха, например, создает протезы для детей. Разве это плохо? Да нет, наоборот. Но за мейкерство все же немножко обидно: идея ведь в том, как создать альтернативу обществу потребления, а не продолжать его укреплять.
Воспитание будущего поколения
Как за рубежом, так и у нас существуют образовательные центры и кружки детского творчества, в том числе, и по робототехнике, программированию и 3D-печати (более подробно смотрите в Части 2). Проблема в умах родителей: идея «стране нужны экономисты и юристы» до сих пор крепко сидит в головах, и в инновационное творчество детей отдают в основном родители, которые как-то связаны с ИТ. Хотя на самом деле, роботизация производства идет семимильными шагами, и уже сейчас востребованными становятся не те, кто управляет персоналом, а те, кто управляет роботами. Более того, мы замечаем, что стремление к творчеству сильнее проявляется в дошкольниках, и закладывать в детей такие знания нужно в 5-6 лет, как только ребенок начинает читать.
За рубежом сотрудничество фаблабов и школ ни для кого не секрет, более того, существуют целые мейкерские движения, работающие со школами: например, Design Squad Global ставит задачу помочь детям обратить внимание на проблемы окружающего мира и справится с ними с помощью инжиниринга. Уровень решаемых проблем совершенно разный, начиная от неудобных замков на шкафчике и заканчивая загрязнением территории школы. В нашей стране таких практик практически нет – есть школы-локомотивы, типа Президентского лицея №239, которые толкают инновационное творчество вперед и везут на себе отстающих. Кстати, лицеисты завоевали золото на WRO 2016, представив робота-мусорщика – этот проект был на голову выше всех остальных, представленных в этой категории.
Камнем преткновения является отношение к инициативе – если за границей подобное сотрудничество идет снизу, то есть от образовательных учреждений, от учителей, от самих детей, то у нас до сих пор распространена политика проведения реформ «сверху», а директора школ придерживаются философии «как бы чего не вышло». Хотя на самом деле, это выгодно самой школе – инновационные классы повышают успеваемость, рейтинг школы растет, появляются бюджеты. Впрочем, есть инициативные преподаватели, например, учебник по работе с нашим оборудованием был написан учителями — Юрием Винницким и Константином Поляковым с помощью методистов «РОББО». Мы часто проводим семинары для преподавателей, и видим, что интерес к внедрению ИТ в школы все же растет. Надеемся, что и родители обратят на это внимание.
Кстати сказать, хороший пример подает олимпиада Национальной технологической инициативы: мы сами уже который год организовываем свободную робототехническую олимпиаду «РобоФабрика», а в этом году решили войти в оргкомитет олимпиады НТИ. Идея проекта достаточно проста: дети должны работать над прототипом автономной транспортной системы, а не сидеть в библиотеке и решать тесты – победа в каждой из категорий дает 100 баллов к ЕГЭ (на каждого участника команды). Это и для ребят хорошо, и для школы – стобалльники на дороге не валяются все-таки. Если интересно, вот рассказ про «бета-тестирование» олимпиады в прошлом году.
Вместо вывода
Алёна Ильина, которая ведет GoToCamp – лагерь инновационного творчества, рассказывала: уезжая после смены, ребята оставляют отзывы. И они похожи все как один – «все понравилось, только уберите занятия про поиск ниши, маркетинг и прочее. Нам просто нравится делать». Вот это «нам просто нравится делать» — и есть девиз всех мейкеров на планете.